Если между этажами необходимо пропустить боль шое количество людей, не прибегая к механизированному транспорту, то вместо лестниц устраивают пандусы, пропускная способность которых почти не отличается от пропускной способности горизонтальных проходов. Кроме того, вследствие отсутствия ступеней и благодаря небольшому уклону, по пандусам сравнительно легко перетаскивать тяжести (например коляски, носилки с больными и т. п.).
Пандусам должен быть придан уклон в пределах от 5 до 12°, т. е. от 1/12 до 1/5, чаще всего от 1/6 до 1/8, так как при более крутом уклоне затрудняется пользование пандусами вследствие скольжения ног по их поверхности.
Пандусы, вследствие малого уклона, занимают много места в плане, примерно в четыре раза больше нормальной лестницы. Поэтому пандусы сравнительно г редко применяются в массовом строительстве и почти исключительно для устройства переходов в пределах одного этажа, если уровень пола в нём расположен в разных отметках.
Такие пандусы, ввиду небольшой разности отметок начала и конца их, чаще всего делают прямыми одномаршевыми.
На рис. 233 (фиг. 4 и 5) показано применение одномаршевых прямых пандусов для соединения этажей в многоэтажном здании. Такой пандус имеет длину, равную б—8 высотам этажа.
На фиг. 1,2,3 показаны схемы двухмаршевых пандусов из двух наклонных плоскостей, повёрнутых друг относительно друга на 180° и соединённых горизонтальной площадкой (см. «Двухмаршевые лестницы»); промежуточная площадка на фиг. 2 сделана полукруглой формы. Для того чтобы уменьшить длину, занимаемую пандусом, непрерывные одномаршевые пандусы делают изогнутыми в плане по полукругу или другой кривой (фиг. 6 и 7). Возможны и другие, более сложные, формы, например спиральная.
Небольшие одномаршевые пандусы представляют собой наклонныб участки междуэтажных перекрытий и по конструкции ничем не отличаются от них.
Несущие элементы двухмаршевых прямых пандусов аналогичны конструктивным элементам лестниц; наклонные балки (аналогичные косоурам) опираются на площадочные балки, а при большой длине —на промежуточные опоры (рис. 233, фиг. 2). По наклонным балкам укладывают железобетонную плиту или сборные плитки. Криволинейные пандусы удобнее выполнить в монолитном железобетоне.
Чтобы уменьшить скольжение при хождении, чистый пол на пандусах делают с шероховатой фактурой из линолеума, резиновых полотен и т. д.
Вертикальные подъёмники, или лифты, могут быть периодического или непрерывного действия. Лифты периодического действия состоят из клетки или кабины, соединённой с противовесом и подвешенной посредством троса к подъёмному механизму с электродвигателем. Клеть движется вертикально вверх и вниз между двух направляющих реборд в шахте, останавливаясь на уровне этажных площадок.
Для создания безопасности при пользовании лифтом имеются автоматические устройства, не допускающие никакого движения кабины при открытых дверях кабины или шахты и предотвращающие падение кабины в случае обрыва троса. Вход и выход в кабину производятся только после полной остановки её.
На рис. 234 (в таблице к фиг. 9 и 10) показаны размеры шахт и кабин для подъёмников различной грузоподъёмности.
Лифты, расположенные рядом с лестницей, должны устраиваться в огнестойких шахтах с огнестойкими дверями. Глухие стены шахты делаются из кирпича или из железобетона.
Стены шахты должны быть ровными, без выступов, причём плоскость двери должна совпадать с внутренней поверхностью шахты. Весьма тщательный надзор должен вестись за возведением стен шахты: отклонение от вертикали допускается на всю высоту шахты не более 1—2 см. Край пола кабины должен быть максимально приближен к краю пола площадки и дверь кабины — к двери шахты подъёмника.
При устройстве подъёмника между маршами в лестничной клетке шахта подъёмника должна иметь сетчатое или стеклянное ограждение. Сетчатое ограждение делается из металлических решеток или сеток с отверстием не более 20 мм в стороне. Стеклянное ограждение делают из небьющегося или армированного стекла в металлическом каркасе.
Таблица 52
Основные габариты лифтов (мм) для подъёмников на 3—4 и на 6-10 чел.
Размеры клетей кабин: ширина—глубина | Размеры шахт с глухими стенами: ширина — глубина | Размеры простенков | ||
противовес сбоку | противовес сзади | а | б | |
Для подъёмников на 3 — 4 чел. | ||||
1100x1250 1100x1500 |
1700x1400 1700x1650 |
1500x1600 1500x1850 |
575 575 |
375 375 |
Для подъёмников на б—10 чел. | ||||
1250x1750 1500x1500 1500x2000 1750x1750 |
1850x1900 2100x1650 2100x2150 2350x1900 |
1650x2100 1900x1350 1900x2350 2150x2100 |
650 775 775 900 |
450 575 575 700 |
Примечание. При устройстве металлических сетчатых ограждений шахт проёмы для них в перекрытиях и в лестничных клетках должны быть увеличены на 10 см против указанных размеров шахты.
Расстояние от уровня чистого пола верхней лестничной площадки, обслуживаемой лифтом, до низа перекрытия шахты должно быть в чистоте не менее 3 800 мм.
Расстояние от уровня чистого пола нижней лестничной площадки до бетонного-дна шахты должно быть не менее 1500 мм (рис. 235, фиг. 2 а).
Машинное помещение чаще всего располагается вверху над шахтой (рис. 235, фиг. 1), иногда внизу рядом с шахтой (фиг. 2). В последнем случае, кроме машинного помещения, должно быть устроено блочное помещение над шахтой.
Пассажирские лифты для 3—4 чел. применяются главным образом для жилых домов, а лифты для б—10 чел. преимущественно для гостиниц, административных и общественных зданий. Кабины для 3—4 чел. изготовляются, как правило, непроходными, кабины для б—10 чел. могут изготовляться как непроходными, так и проходными, т. е. могут иметь двери с двух противоположных сторон.
Таблица 53
Внутренние размеры машинных и блочных помещений (рис. 235, фиг. 1 и 2)
Наименование | грузоподъемность (чел.) |
Размер машинного помещения (мм) | ||
ширина | длина | высота | ||
Машинное помещение вверху -------------//------------------- внизу -------------//------------------- Блочные помещения |
3— 4 6—10 3—4 6—10 3—10 |
2500 2800 2500 2800 2000 |
2500 2800 2700 3000 2000 |
2000 2200 2200 2400 от1800 до 2 000 |
Лифты весьма целесообразно применять в жилых и общественных зданиях, где периодически происходит значительное движение людей или тяжестей. Лифты занимают весьма малое место в плане здания и экономичны при эксплоатации.
Подвижные лестницы, именуемые эскалаторами, в нашей практике впервые были применены на станциях московского метрополитена. Эскалатор представляет собой ряд шарнирно соединенных между собой ступеней, образующих непрерывную цепь (конвейер). При вращении такой цепи вокруг барабанов, расположенных на концах эскалатора, ступени подымаются или опускаются и перемещают вместе с собой находящихся на них людей. Эскалаторы являются чрезвычайно действенным средством массового транспорта людей.
На рис. 236 приведены три основные схемы расположения эскалаторов (фиг. 1 а б, в) и минимально необходимые габариты их (фиг. 2). Пока изготовляются только два типа эскалаторов. Первый тип при ширине в чистоте 84,5 см имеет пропускную способность около 4000 чел. в час (65—70 чел. в минуту), второй тип при ширине в чистоте 136 см имеет пропускную способность около 8 000 чел. в час (135—140 чел. в минуту), т. е. в 4—5 раз больше, чем лестница такой же ширины. Угол наклона эскалатора принимается в 30°. Эскалаторы работают непрерывно. Поэтому рекомендуется применять их в местах с массовым непрерывным или почти непрерывным движением людей, например в больших универсальных магазинах, на вокзалах, станциях метро и т. д.