ПОЛЫ ИЗ АСФАЛЬТА

Полы из литого асфальта.

Асфальтовые полы в гражданских сооружениях выполняются из литого асфальта, представляющего собой смесь асфальтовой мастики и нефтяного битума с минеральными наполнителями (песок, гравий, асбест и т. п.), приготовленную в асфальто-варочных котлах. Более совершенен по своим качествам асфальтобетон, получаемый варкой смеси битума, асфальта, песка, гравия и т. д. в специальных машинах на заводе. Асфальтобетон применяют главным образом для одежды дорог.

Основными достоинствами асфальта, как материала для полов, являются водонепроницаемость, достаточное сопротивление истиранию, бесшумность, а также возможность эксплуатации пола немедленно по окончании работ. К недостаткам асфальтового пола относятся: пластические остаточные деформации под влиянием продолжительных нагрузок, тёмносерый или чёрный цвет поверхности пола, что способствует скоплению грязи и обусловливает его плохой внешний вид.

Однако за границей, в частности в США, широко применяют плиточные полы из асфальта с добавкой асбеста, резины, крошки и т. п., лишенные недостатков обычного асфальтового пола.

Водонепроницаемость асфальта определяет пригодность его применения для полов мокрых помещений (душевые, уборные и т. .п.). Устройство асфальтового пола особо рекомендуется в подвалах, где он даёт сравнительно хорошую изоляцию от сырости, проникающей снизу.

Литой асфальт часто применяют в виде прослойки под другими видами одежд полов, в частности под Паркетом “Специал” и под линолеумом (утюженный асфальт).

Полы из литого асфальта устраивают обычно только на массивных междуэтажных перекрытиях или в первых этажах зданий (в бесподвальных помещениях) на бетонном или щебеночном основании (рис. P306.jpg, фиг. 1—4).

В США для придания асфальту большей эластичности добавляют асбестовые отходы, древесные опилки, куски каучука и т. п.

В состав хорошего литого асфальта входят (в процентах по весу):

1) минеральная смесь (минеральный порошок, гравий или щебень и песок) — 88-89%;

2) битум —11—12%.

Для получения плотного мало пористого асфальта содержание минерального порошка (т. е. фракций размером не более 0,05 см) должно составлять от 15 до 30% от веса смеси. Для увеличения прочности и уменьшения истираемости асфальтового пола необходимо введение в минеральную смесь гравия или щебня от 35 до 45% по её весу.

Количество битума должно быть таково, чтобы битум с некоторым избытком заполнял все пустоты минеральной смеси.

Литой асфальт для полов должен иметь объёмный вес от 2,2 до 2,4 т/м3, временное сопротивление сжатию не менее 30 кг/см2 и растяжению — не менее 25 кг/см2. Для изготовления литого асфальта в котёл загружают асфальтовую мастику и битум, а потом добавляют предварительно подогретый минеральный заполнитель (песок, гравий, щебень). Смесь подогревают при температуре 150—175° до получения совершенно однородной массы без комков и без зёрен, не покрытых битумом.

Укладка производится на основание, предварительно тщательно очищенное. Горячий асфальт температурой не менее 150° распределяют по основанию, укатывают ручными катками или разглаживают деревянными вальками и затирают, тёрками до получения ровной поверхности; отклонение от запроектированного уровня пола более чем в 2 мм на 1 пог. м не допускается.

Полы из асфальтовых плит.

Наиболее совершенным видом асфальтовых полов являются полы из асфальтовых плит. Асфальтовые плиты изготовляют на заводах с применением стандартных материалов и специальных механизмов для смешивания и прессуют под “большим давлением (300—400 кг/см2; поэтому асфальтовые плиты далеко превосходят в качественном отношении монолитный литой асфальт. При заводском изготовлении асфальтовых плит применяют асфальтобетон; это позволяет уменьшить содержание битума до 6—7% по весу (вместо 11—12% у литого асфальта), вследствие чего плиты имеют значительно большую прочность и меньше подвергаются пластическим деформациям, чем полы из литого асфальта. Размеры плит колеблются в пределах от 150 * 150 * 20 мм до 300 * 300 * 30 мм.

Укладку плит производят на битумной мастике, иногда на цементном растворе 1:4 с добавкой извести. Для лучшего сцепления с цементным раствором нижняя часть плит снабжается желобками (рис.P306.jpg; фиг. 6).

В США, в Англии и в других странах в последние годы развилось производство цветных асфальтовых плит, изготовляемых с добавкой в верхнем слое плит минеральных красок. Асфальт этого вида изготовляется в виде полотнищ, разрезаемых после прокатки на квадратные и прямоугольные плиты толщиной до 6 мм.

Используются технологии uCoz